< вернутся к списку статей

Капоэйра - обзор бразильского боевого искусства

© oneinchpunch / ru.depositphotos.com

В статье рассмотрим такое бразильское боевое искусство как капоэйра. Это достаточно древнее учение с богатой историей, характерными особенностями и достоинствами. Обозначим основные аспекты, связанные с этим боевым искусством в настоящее время, и какие традиции чтутся до сих пор.

История возникновения капоэйры

Боевое искусство капоэйра имеет корни, происходящие из Африки и Бразилии. Основной отсчёт истории этого единоборства был начат с момента открытия конкистадорами территории Бразилии. Существует немало споров, зародилась ли капоэйра в Бразилии в виду развития культуры и традиции привезённых туда рабов из Африки? Или же наоборот это течение возникло уже на территории Бразилии под влиянием попавших туда африканцев. История развития капоэйры была сложной, т. к. она часто подвергалась запретам, гонениям и репрессиям. Какое-то время капоэйра ассоциировалась только с преступным миром.

Однако с открытия первой школы традиционной капоэйры в сороковых годах двадцатого века весь негатив и предрассудки, связанные с этим учением, остались в прошлом. Началась активная популяризация и развитие капоэйры, она стала укреплять свои позиции как вид спорта.
базовая техника капоэйро

© fredpinheiro.hotmail.com.br / ru.depositphotos.com

Правила боевого искусства


Капоэйра - это полноценное боевое искусство, по уклону в физическую и философскую составляющую, оно не уступает, например, бразильскому джиу-джитсу. Это весьма многогранное учение, которое совмещает в себе традиции, философию, танец, боевое искусство, бразильскую музыку и песни.

К основным правилам и особенностям капоэйры можно отнести такие моменты:
  • несмотря на наличие танцевальных элементов, первостепенное значение каждого движения в капоэйре - это акт нападения или же обороны;
  • техника уходов не только тренирует реакцию, но и является традицией;
  • игра в капоэйре это дело для двоих, её поочередное выполнение напоминает диалог бойцов друг с другом, но при помощи движений, а не речи;
  • использование акробатических элементов может выполняться как самостоятельное действие, так и в качестве ухода от ударов. Важным требованием является соблюдение регламентированной дистанции между участниками в соображениях безопасности. При игнорировании правил и техники безопасности, акробатические элементы в капоэйре могут быть опасны для обоих участников;
  • музыкальные инструменты задают скорость и характер игры, очень важно правильно чувствовать ритм и соответственно двигаться;
  • большая подвижность это залог успеха, именно так удастся запутать противника и нанести атаку.

Стили и школы

Современная капоэйра имеет несколько направлений. Основными отличиями между ними являются не только практикуемые техники, но также скорость, манера, ритм осуществления движений и многое другое.

Стили и школы капоэйры представлены в настоящее время четырьмя основными вариантами:
  1. Режионал – мало используемый стиль. Характеризуется уникальным комплексом бросков и ударов, высокой скоростью движений, акробатическими трюками. Отличительной чертой является полный уход от нижних ударов, применение только высоких ударов.
  2. Ангола – этот стиль проистекает из африканских традиций. Характеризуется тем, что бои бесконтактны, главной целью которых является выведение соперника из равновесия или демонстрация навыков. Здесь боевой составляющей уделяется меньше внимания, акцент совершается на физическую подготовку.
  3. Контемпоранеа – весьма современный стиль. Характерен большим количеством акробатических элементов, некоторые техники заимствованы из восточных единоборств. Этот стиль является смешением нескольких школ, он выделяется тем, что бойцы делают стойки на руках, низкие переходы, высокие удары и т. д.
  4. Миудинью – этот стиль исключает бой, участники здесь постоянно уходят от ударов при помощи вращений. Это достаточно веселый, но рисковый стиль, т. к. участники вращаются в непосредственной близости друг от друга на высокой скорости и двигаются с большим ритмом.

Основные движения в капоэйре

Поскольку капоэйра это, прежде всего, боевое искусство, то здесь можно встретить удары ногами, головой и руками. Здесь можно увидеть множество контратакующих движений, уклоны, перемещения, бросковые элементы. Акробатическая составляющая занимает особое место, поскольку благодаря ей бойцы могут как уходить от ударов, так и подготавливать собственную атаку.

Все движения и базовые элементы капоэйры делятся на несколько групп. Удары наносятся достаточно эффективно и представлены в большом количестве. Уклоны и защита очень важны, освоение этих техник даёт возможность не только избежать удара, но и подготовиться к контратаке, характерным является тот момент, что в капоэйре удары не блокируются. Красивые, пластичные, быстрые перемещения – это неотъемлемая часть боевого танца, используемая в различных целях. Акробатика – это главная особенность капоэйры, придаёт техникам универсальности, а поединку зрелищности.
стиль капоэйро

© MaciejBledowski / ru.depositphotos.com


Правильная техника

В большинстве моментов техника капоэйры похожа на многие другие боевые искусства, особенно это заметно в ударных техниках. Однако имеются и некоторые различия. Основным из них является то, что в капоэйре, в отличие от большинства иных единоборств, ударные техники преимущественно подразумевают удары с осуществлением опоры на ногу. При этом удары зачастую наносятся в туловище или в голову. Некоторые техники и стили подразумевают использование высоких и низких ударов, их комбинирование, другие же могут частично исключать такие элементы.

В каждой школе защитные техники и движения могут в значительной степени различаться, иметь особенности. Общим моментом и сходством является принцип того, что лучшая защита – это постоянное перемещение с чередованием позиций. Главной задачей таких манёвров является избежание ударов и затруднение атак противнику. В отличие от атакующих, ударных техник, где упор осуществляется на ногу, в защитных техниках подавляющая часть движений выполняется с опорой на руку.

Таким образом, капоэйра очень универсальна и подвижна, буквально за несколько мгновений боец может переменить свою позицию, сменить атакующее положение на защитное и наоборот. Акробатические элементы не только украшают поединок, но и придают ему больше живости, подвижности, ритма.

Используемое оружие и инвентарь

Одежда занимающихся состоит из хлопчатобумажных брюк белого цвета и майки, на которую наносится эмблема школы. Также используются пояса, цвет которых указывает на уровень мастерства обладателя.

Традиционным и национальным оружием для капоэйриста является мачете. В зависимости от школы и изучаемой техники, ученики могут осваивать способы борьбы против нескольких человек, без оружия против вооружённого, бои на мачете и даже особенности боя с завязанными руками.

В статье был рассмотрен такой вид боевого искусства как капоэйра. Это единоборство характеризуется большой подвижностью и относится к категории боевых танцев. Здесь совершается не только упор на физическую составляющую, но также имеется глубокий философский смысл. Таким образом, это не только красивое в исполнении, но и весьма эффективное боевое искусство, что в настоящее время приобрело немалую популярность.

капоэйра
78